Исповедь и Причастие ⇐ Духовная жизнь
Модератор: Купеческая Дочь
-
Автор темыsveta
- Специалист
- Всего сообщений: 1104
- Зарегистрирован: 14.05.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: Ступино
Исповедь и Причастие
сегодня на Правмире прочитала:
О поверхностной исповеди
Об исповеди я скажу еще следующее. Вот уже сорок с лишним лет мы разделили исповедь от причастия, то есть верующий не обязан исповедоваться перед каждым причащением. Это требует значительной зрелости, это требует и руководства со стороны священника. Причина тому: дореволюционная практика вела к тому, что человек, желающий причаститься, приходил на исповедь, собрав сколько-то грешков.
Конечно, некоторые люди приходили с большой тяжестью, но те приходили не обязательно ради причастия, а ради самой исповеди. Но часто люди приходили с очень поверхностной исповедью, с такой исповедью, которой взрослый человек не имеет права приносить, или с таким чувством: «Ну да, я пришел, исповедовал свои повседневные грехи, поэтому имею право получить разрешительную молитву и причаститься»…
Первый год, что я был здесь, у меня были очень резкие столкновения с некоторыми такими исповедниками. Я помню, один человек пришел: «Батюшка, я, как все, грешен». Я говорю: «Я не знаю, как все грешны, а как вы грешны?» — «Ну, грешен…» — «Нет, вы должны исповедоваться более серьезно». Тот начал раздражаться: «Ну что вам еще сказать: я пришел на исповедь, я имею право на разрешительную молитву и завтра на причащение!» Я говорю: «Нет, и разрешительной молитвы я вам не дам, и причаститься вы не придете, — идите домой и подумайте»…
Другой был случай. Пришел человек, говорит: «Всем грешен». Я ответил: «Не может быть!» — «Да нет, всем, всем грешен»… Я говорю: «Слушайте, возьмите заповеди десятисловия. Неужели вы грешили против каждой из этих заповедей?! Я вас знаю как честного, добротного человека, и вы мне говорите, что вы вор…» — «То есть как, батюшка?!» — «Очень ясно: есть заповедь, говорящая „не укради“. Если вы всем согрешили, вы крали, а это по-русски называется быть вором». — «Ну нет, батюшка!» — «А еще я вас всегда считал порядочным человеком, и вы мне спокойно объявляете, что вы прелюбодей?!« — «Батюшка, как вы смеете меня оскорблять!» — «Я вас не оскорбляю. Есть заповедь „не сотвори прелюбодеяния“. Вы мне говорите, что всем виноваты, значит, и этим виноваты». — «О, — говорит, — я не задумывался над этим». — «Вот пойдите домой и задумайтесь! Когда додумаетесь до чего-то, что является конкретным вашим грехом, тогда придете исповедоваться».
Война была долгая, и мы так разделили, что человек приходит исповедоваться, когда в нем созреет содержание исповеди. Тогда священник может или дать разрешительную молитву, или сказать, что тот недостаточно подготовился, исповедь его слишком поверхностна: иди домой подумай… Или священник может сказать: причащайся… Или может сказать: в том, что ты исповедался, ты должен сначала созреть к причастию, — не причащайся, приди на исповедь снова через какой-то срок… Или может сказать: хорошо, теперь причащайся несколько раз сряду, пока ты чувствуешь, что ты в мире с Богом, со своей совестью, со своим ближним, и, как Исаак Сирин говорил, с вещами, которыми ты обладаешь…
И результат этого, мне кажется, очень плодотворный, потому что люди приходят исповедоваться всерьез, очень серьезно и содержательно. Конечно, люди не становятся святыми, потому что хорошо исповедовались, но они хотя бы исповедовались честно, вдумчиво, и приходят к причастию не «по праву», а в соотношении со своей исповедью. Я помню, я об этом говорил в Загорске, и один из студентов Духовной Академии отреагировал: «Ну, Владыко, вы, значит, не православный, потому что у нас так не заведено». Я обратил его внимание на то, что нет ни одного церковного правила, требующего исповеди перед причастием. Есть рескрипт Петра Великого, который был написан из политических целей, для проверки исповедающихся, но это совершенно другого рода вещь.
Очень многие через исповедь, которую я произношу от себя, научились исповедоваться, то есть говорить о содержании своей души и жизни, а не только приносить список каких-то грешков. У меня часто бывало чувство, что человек приходит и приносит список каких-то именно «грешков», которые не по масштабу самого человека. Я детям как-то говорил, что люди иногда собирают грешки, как человек, который знает, что должен пройти мимо кусачей собаки, и берет с собой кость. Та подойдет — он бросит собаке кость, и пока она ее грызет, сам прошмыгнет. Вот этого нельзя допускать, мне кажется, ни в себе, ни в других.
Из книги Митрополит Антоний Сурожский. «Дом Божий». М., 1995.
http://www.pravmir.ru/ispoved-soderzhan ... -greshkov/
про Петра1 удивилась. нам на проповеди рассказывали, что первые христиане Причащались ежедневно, потому что ожидали смерти каждый день. а вообще наш батюшка призывал раз в неделю исповедываться, ну минимум раз в месяц, не реже. и по состоянию души. если есть что-то, то не надо откладывать.
я раньше никогда не подходила на исповедь без Причастия. а теперь иногда так делаю. но есть ощущение половинчатости. нет полной радости. будто забежала на одной ноге
О поверхностной исповеди
Об исповеди я скажу еще следующее. Вот уже сорок с лишним лет мы разделили исповедь от причастия, то есть верующий не обязан исповедоваться перед каждым причащением. Это требует значительной зрелости, это требует и руководства со стороны священника. Причина тому: дореволюционная практика вела к тому, что человек, желающий причаститься, приходил на исповедь, собрав сколько-то грешков.
Конечно, некоторые люди приходили с большой тяжестью, но те приходили не обязательно ради причастия, а ради самой исповеди. Но часто люди приходили с очень поверхностной исповедью, с такой исповедью, которой взрослый человек не имеет права приносить, или с таким чувством: «Ну да, я пришел, исповедовал свои повседневные грехи, поэтому имею право получить разрешительную молитву и причаститься»…
Первый год, что я был здесь, у меня были очень резкие столкновения с некоторыми такими исповедниками. Я помню, один человек пришел: «Батюшка, я, как все, грешен». Я говорю: «Я не знаю, как все грешны, а как вы грешны?» — «Ну, грешен…» — «Нет, вы должны исповедоваться более серьезно». Тот начал раздражаться: «Ну что вам еще сказать: я пришел на исповедь, я имею право на разрешительную молитву и завтра на причащение!» Я говорю: «Нет, и разрешительной молитвы я вам не дам, и причаститься вы не придете, — идите домой и подумайте»…
Другой был случай. Пришел человек, говорит: «Всем грешен». Я ответил: «Не может быть!» — «Да нет, всем, всем грешен»… Я говорю: «Слушайте, возьмите заповеди десятисловия. Неужели вы грешили против каждой из этих заповедей?! Я вас знаю как честного, добротного человека, и вы мне говорите, что вы вор…» — «То есть как, батюшка?!» — «Очень ясно: есть заповедь, говорящая „не укради“. Если вы всем согрешили, вы крали, а это по-русски называется быть вором». — «Ну нет, батюшка!» — «А еще я вас всегда считал порядочным человеком, и вы мне спокойно объявляете, что вы прелюбодей?!« — «Батюшка, как вы смеете меня оскорблять!» — «Я вас не оскорбляю. Есть заповедь „не сотвори прелюбодеяния“. Вы мне говорите, что всем виноваты, значит, и этим виноваты». — «О, — говорит, — я не задумывался над этим». — «Вот пойдите домой и задумайтесь! Когда додумаетесь до чего-то, что является конкретным вашим грехом, тогда придете исповедоваться».
Война была долгая, и мы так разделили, что человек приходит исповедоваться, когда в нем созреет содержание исповеди. Тогда священник может или дать разрешительную молитву, или сказать, что тот недостаточно подготовился, исповедь его слишком поверхностна: иди домой подумай… Или священник может сказать: причащайся… Или может сказать: в том, что ты исповедался, ты должен сначала созреть к причастию, — не причащайся, приди на исповедь снова через какой-то срок… Или может сказать: хорошо, теперь причащайся несколько раз сряду, пока ты чувствуешь, что ты в мире с Богом, со своей совестью, со своим ближним, и, как Исаак Сирин говорил, с вещами, которыми ты обладаешь…
И результат этого, мне кажется, очень плодотворный, потому что люди приходят исповедоваться всерьез, очень серьезно и содержательно. Конечно, люди не становятся святыми, потому что хорошо исповедовались, но они хотя бы исповедовались честно, вдумчиво, и приходят к причастию не «по праву», а в соотношении со своей исповедью. Я помню, я об этом говорил в Загорске, и один из студентов Духовной Академии отреагировал: «Ну, Владыко, вы, значит, не православный, потому что у нас так не заведено». Я обратил его внимание на то, что нет ни одного церковного правила, требующего исповеди перед причастием. Есть рескрипт Петра Великого, который был написан из политических целей, для проверки исповедающихся, но это совершенно другого рода вещь.
Очень многие через исповедь, которую я произношу от себя, научились исповедоваться, то есть говорить о содержании своей души и жизни, а не только приносить список каких-то грешков. У меня часто бывало чувство, что человек приходит и приносит список каких-то именно «грешков», которые не по масштабу самого человека. Я детям как-то говорил, что люди иногда собирают грешки, как человек, который знает, что должен пройти мимо кусачей собаки, и берет с собой кость. Та подойдет — он бросит собаке кость, и пока она ее грызет, сам прошмыгнет. Вот этого нельзя допускать, мне кажется, ни в себе, ни в других.
Из книги Митрополит Антоний Сурожский. «Дом Божий». М., 1995.
http://www.pravmir.ru/ispoved-soderzhan ... -greshkov/
про Петра1 удивилась. нам на проповеди рассказывали, что первые христиане Причащались ежедневно, потому что ожидали смерти каждый день. а вообще наш батюшка призывал раз в неделю исповедываться, ну минимум раз в месяц, не реже. и по состоянию души. если есть что-то, то не надо откладывать.
я раньше никогда не подходила на исповедь без Причастия. а теперь иногда так делаю. но есть ощущение половинчатости. нет полной радости. будто забежала на одной ноге
-
Автор темыsveta
- Специалист
- Всего сообщений: 1104
- Зарегистрирован: 14.05.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: Ступино
Re: Исповедь и Причастие
девочки, я теперь в недоумении. вот еще почитайте
на каждую исповедь иду с одним и тем же набором
Пластмассовые глаза конформизма, или о вреде частой исповеди
На Правмире священники отвечают на вопросы о практической стороне исповеди. Среди прочего, звучат советы исповедоваться как можно чаще. А как выглядит это «чаще» с другой стороны креста и Евангелия, глазами мирянина?
Меня крестили лет в 12–13 — просто так, «шоб було». Ничего не объяснили, ничему не научили, Кто такой Бог и что теперь делать — не рассказали. Просто построили шеренгу из пары десятков разновозрастных людей и покрестили скопом. До совершения Таинства мне было всё равно — раз неверующие мама и прочие родственники так хотят, хорошо, послушаюсь, а мне от этого ни жарко, ни холодно. А вот после…
Мир изменился. Я оказалась на пороге отношений, к которым совершенно не была готова, и совета спросить было не у кого. Я не верю в Бога. Но… вот же Он? И тогда я сказала: «Господи, я в Тебя не верю. Но если Ты есть, я не хочу Тебе лгать». И сняла крест. Чтобы через годы надеть его уже осмысленно — как величайшую святыню и величайшее сокровище.
Да, потом были отчаянные поиски смысла на краю пропасти и прочие очень русские подростковые переживания, просьбы «если Ты есть — покажись». И показался — так, что мне мало не показалось. Зато стало понятно, кто я, где я, от чего меня надо спасать и зачем. И самое главное — стало понятно, ради чего жить. Было больно. Было страшно. Было стыдно. Но я ни разу не пожалела, что всё было именно так, а не иначе. И почему-то мне страшно представить, кем бы я была сейчас, поступи я тогда не по совести, а «как правильно».
Читаю я на Правмире колонки духовенства об исповеди и натыкаюсь на следующее: священник приводит слова прп. Исаака Сирина о том, что покаяние — это трепет души пред вратами Рая. Очень хорошие и правильные слова, так и есть. Какой Ты, Господи, — и какой я… Но потом строится следующая логическая цепочка: покаяние совершается на исповеди — исповедь есть встреча человека с Богом — давайте исповедоваться как можно чаще. Вот эта цепочка вызывает у меня несогласие.
Во-первых, покаяние может настигнуть человека в любую минуту — не обязательно перед крестом и Евангелием. Почитал вечером правило, вспомнил, как день прошёл — порой поневоле заплачешь. Шёл по улице, молился тихонько про себя, и вдруг вспомнился случай тысяча девятьсот незабвенного года, на который тогда внимания не обратил — а теперь он рвёт твоё сердце на куски. Очень по-разному бывает. Более того, сказать «прости», как только осознал грех — это норма духовной жизни.
Во-вторых, чтобы встретиться с Богом, существует не только исповедь. На это есть и другие церковные таинства — хоть понимай их как семь из «Закона Божия», хоть более широко, в смысле «в Церкви всё таинственно». Евхаристия — не встреча ли с Богом? Молитва? Дела любви и милосердия? Если ищешь Бога, встретить Его легко — за исключением особых периодов жизни под действием божественной педагогики, но речь сейчас не о них.
В-третьих… Вода и воздух необходимы для жизнедеятельности человека. Без них он умирает. Так давайте пить по три ведра в день и делать по сто дыхательных движений в минуту! Не хотите? Боитесь умереть? От полезных воды и воздуха?
А я боюсь умереть от частой исповеди.
Эти слова — не плод логических построений, и не в пылу полемического пафоса они родились. Это плод печального духовного опыта.
Жизнь человека, сколько-то лет назад осознавшего, что Евхаристия — смысловой центр и литургии, и христианской жизни вообще, была похожа на полосу препятствий. Особенно если человек этот руководствовался правилами подготовки из молитвослова и понятия не имел о других практиках.
Итак, если у нас есть воскресные дни плюс праздники, которые выпадают на неделе, это означает много молитвы и практически вечный пост. Если искренне считаешь эти условия необходимыми и искренне ищешь Бога — такая жизнь оказывается вполне подъёмной, а потом и рутинной.
С исповедью не так. Конечно, если у человека идеальная ситуация: внимательный духовник, с которым можно мельчайшие помыслы обсудить, и всё, что тот посоветует, а человек выполнит, идёт на пользу — остаётся только порадоваться за обоих. Так можно, наверное, и десять раз в день исповедоваться.
А если с другой стороны аналоя с крестом и Евангелием малознакомый священник? Священник, с которым вы очень разного духовного устроения? Каждый раз другой священник? Да, Таинство совершает Господь, да, если Он захочет, вразумит через кого угодно. Но человеческий фактор тоже никто не отменял. Благословение на что угодно, которое твоей духовной жизни повредит, можно получить и на исповеди. Даже если не просишь. Даже если священник искренне хотел «как лучше».
Разумнее не выворачивать душу наизнанку, артикулируя мельчайшие нюансы, которые могут быть до конца понятны только давно и хорошо знающему тебя духовнику, а просто называть грехи самыми общими словами. Но вот ведь незадача: из этих общих слов получаются стандартные списки.
Я гордый человек? — да, я в этом каюсь, но мало что могу с собой поделать. Я болтаю лишнее? — да, каюсь, хочу исправиться, но не могу за своим языком уследить. Я неаккуратно отношусь к дедлайнам и этим порчу жизнь коллегам? — да, мне очень стыдно, я пытаюсь исправиться, но понимаю, что головой об стену тут ещё биться и биться. И многое, многое другое… У каждого есть стандартный список такой беды, которую ни сегодня, ни через месяц, ни через год до конца победить не получится. А по многим пунктам — дай Бог, чтобы хоть к концу жизни полегче стало.
И вот я прихожу с этим на исповедь сегодня. Мне стыдно за себя, мне больно проговаривать эти слова, но я надеюсь, что Господь простит, исцелит и поможет. Это та встреча, о которой говорил прп. Исаак. Но вот я прихожу с этим же списком, образно говоря, завтра — с точно таким же, чего-то нового нагрешить не было ни времени, ни удобного случая — и мне эти слова даются уже с меньшей болью. Прихожу послезавтра — и рассказываю их как стих на уроке литературы, разглядывая замысловатые узоры на крышке Евангелия.
И вот тут мне делается страшно. Единственной покаянной мыслью на этой исповеди становится: «Господи, прости, что я вообще сегодня сюда пришла!». А потом я поняла, что это была ещё одна точка невозврата в моей жизни, ещё одна дверь в мир конформистов с пластмассовыми глазами. Которых не смущает исповедь без покаяния. Для которых нет моральной проблемы носить крест без веры в Бога.
Исповедь — не пропуск к причастию и не психотерапия для растревоженной самокопанием души. Это таинство воссоединения с Церковью. Если дрожать по любому пустяку, а не отпал ли я от неё, стоит подумать — а кто тогда вообще в земной Церкви есть в данный момент? Горстка сферических праведников в вакууме? Известно ведь, что безгрешен только Бог. Или границы Церкви всё же шире, чем сфера абсолютной святости? И стоит ли палить из пушки по воробьям, рискуя остаться без снарядов перед лицом реального врага?
Дальше были поиски выхода из тупика. Делать глупости типа «специально нагрешить, чтобы было что исповедовать» не хотелось — а такие мысли приходили и приходят в голову не одной городской сумасшедшей, а достаточному количеству людей, поверьте. Просто разорвала для себя связку «исповедь — причастие». Каюсь, когда совесть обличает. Исповедуюсь, когда моя жизнь непутёвая становится между мной и Чашей. Причащаюсь, когда хочу быть со Христом. Если не глушить совесть, она подскажет, где проходит водораздел — собственно, для этого она нам и дана.
Сделала я это волюнтаристски. Без «батюшка, благословите». Потому что, а вдруг не надо оно данному конкретному батюшке — вникать в мои духовные проблемы? Вдруг у него на мои терзания есть только стандартный ответ — «будь как все»? Что тогда делать с благословением, которое вгонит в ещё большее уныние и дезориентацию?
У меня нет вопросов, как часто надо исповедоваться и причащаться, и правильно ли я поступила — ответы на них жизнь уже дала. Более того, я уже предвижу спектр реакций на эту колонку от «молодец, всё правильно» до «ты просто не видишь своих грехов и не умеешь готовиться к исповеди». И я знаю, что эта полемика переживёт всех нас.
У меня другой вопрос: дорогие и уважаемые отцы, чем вы руководствуетесь и что вы чувствуете, когда уверенно советуете людям тот образ жизни, который сами не ведёте и подводных камней которого не знаете?
Я сейчас не говорю ни о ком конкретном — вы все, безусловно, очень разные. Но я примерно представляю себе среднюю периодичность священнических исповедей — это совсем не раз в неделю. Перед моими глазами проходили ставленники, я видела интенсивность и специфику их церковной жизни до и после хиротонии…
В моём представлении пастырь — это человек, который показывает своей пастве пример во всём. Если этот пример перед глазами есть, сознательные прихожане будут его копировать без лишних вопросов. Если его нет — можно строить сколько угодно самооправдательных и побудительных речевых конструкций, приводить сколько угодно цитат святых отцов — толку не будет… Так зачем советовать то, чего сам не испытал?

Пластмассовые глаза конформизма, или о вреде частой исповеди
На Правмире священники отвечают на вопросы о практической стороне исповеди. Среди прочего, звучат советы исповедоваться как можно чаще. А как выглядит это «чаще» с другой стороны креста и Евангелия, глазами мирянина?
Меня крестили лет в 12–13 — просто так, «шоб було». Ничего не объяснили, ничему не научили, Кто такой Бог и что теперь делать — не рассказали. Просто построили шеренгу из пары десятков разновозрастных людей и покрестили скопом. До совершения Таинства мне было всё равно — раз неверующие мама и прочие родственники так хотят, хорошо, послушаюсь, а мне от этого ни жарко, ни холодно. А вот после…
Мир изменился. Я оказалась на пороге отношений, к которым совершенно не была готова, и совета спросить было не у кого. Я не верю в Бога. Но… вот же Он? И тогда я сказала: «Господи, я в Тебя не верю. Но если Ты есть, я не хочу Тебе лгать». И сняла крест. Чтобы через годы надеть его уже осмысленно — как величайшую святыню и величайшее сокровище.
Да, потом были отчаянные поиски смысла на краю пропасти и прочие очень русские подростковые переживания, просьбы «если Ты есть — покажись». И показался — так, что мне мало не показалось. Зато стало понятно, кто я, где я, от чего меня надо спасать и зачем. И самое главное — стало понятно, ради чего жить. Было больно. Было страшно. Было стыдно. Но я ни разу не пожалела, что всё было именно так, а не иначе. И почему-то мне страшно представить, кем бы я была сейчас, поступи я тогда не по совести, а «как правильно».
Читаю я на Правмире колонки духовенства об исповеди и натыкаюсь на следующее: священник приводит слова прп. Исаака Сирина о том, что покаяние — это трепет души пред вратами Рая. Очень хорошие и правильные слова, так и есть. Какой Ты, Господи, — и какой я… Но потом строится следующая логическая цепочка: покаяние совершается на исповеди — исповедь есть встреча человека с Богом — давайте исповедоваться как можно чаще. Вот эта цепочка вызывает у меня несогласие.
Во-первых, покаяние может настигнуть человека в любую минуту — не обязательно перед крестом и Евангелием. Почитал вечером правило, вспомнил, как день прошёл — порой поневоле заплачешь. Шёл по улице, молился тихонько про себя, и вдруг вспомнился случай тысяча девятьсот незабвенного года, на который тогда внимания не обратил — а теперь он рвёт твоё сердце на куски. Очень по-разному бывает. Более того, сказать «прости», как только осознал грех — это норма духовной жизни.
Во-вторых, чтобы встретиться с Богом, существует не только исповедь. На это есть и другие церковные таинства — хоть понимай их как семь из «Закона Божия», хоть более широко, в смысле «в Церкви всё таинственно». Евхаристия — не встреча ли с Богом? Молитва? Дела любви и милосердия? Если ищешь Бога, встретить Его легко — за исключением особых периодов жизни под действием божественной педагогики, но речь сейчас не о них.
В-третьих… Вода и воздух необходимы для жизнедеятельности человека. Без них он умирает. Так давайте пить по три ведра в день и делать по сто дыхательных движений в минуту! Не хотите? Боитесь умереть? От полезных воды и воздуха?
А я боюсь умереть от частой исповеди.
Эти слова — не плод логических построений, и не в пылу полемического пафоса они родились. Это плод печального духовного опыта.
Жизнь человека, сколько-то лет назад осознавшего, что Евхаристия — смысловой центр и литургии, и христианской жизни вообще, была похожа на полосу препятствий. Особенно если человек этот руководствовался правилами подготовки из молитвослова и понятия не имел о других практиках.
Итак, если у нас есть воскресные дни плюс праздники, которые выпадают на неделе, это означает много молитвы и практически вечный пост. Если искренне считаешь эти условия необходимыми и искренне ищешь Бога — такая жизнь оказывается вполне подъёмной, а потом и рутинной.
С исповедью не так. Конечно, если у человека идеальная ситуация: внимательный духовник, с которым можно мельчайшие помыслы обсудить, и всё, что тот посоветует, а человек выполнит, идёт на пользу — остаётся только порадоваться за обоих. Так можно, наверное, и десять раз в день исповедоваться.
А если с другой стороны аналоя с крестом и Евангелием малознакомый священник? Священник, с которым вы очень разного духовного устроения? Каждый раз другой священник? Да, Таинство совершает Господь, да, если Он захочет, вразумит через кого угодно. Но человеческий фактор тоже никто не отменял. Благословение на что угодно, которое твоей духовной жизни повредит, можно получить и на исповеди. Даже если не просишь. Даже если священник искренне хотел «как лучше».
Разумнее не выворачивать душу наизнанку, артикулируя мельчайшие нюансы, которые могут быть до конца понятны только давно и хорошо знающему тебя духовнику, а просто называть грехи самыми общими словами. Но вот ведь незадача: из этих общих слов получаются стандартные списки.
Я гордый человек? — да, я в этом каюсь, но мало что могу с собой поделать. Я болтаю лишнее? — да, каюсь, хочу исправиться, но не могу за своим языком уследить. Я неаккуратно отношусь к дедлайнам и этим порчу жизнь коллегам? — да, мне очень стыдно, я пытаюсь исправиться, но понимаю, что головой об стену тут ещё биться и биться. И многое, многое другое… У каждого есть стандартный список такой беды, которую ни сегодня, ни через месяц, ни через год до конца победить не получится. А по многим пунктам — дай Бог, чтобы хоть к концу жизни полегче стало.
И вот я прихожу с этим на исповедь сегодня. Мне стыдно за себя, мне больно проговаривать эти слова, но я надеюсь, что Господь простит, исцелит и поможет. Это та встреча, о которой говорил прп. Исаак. Но вот я прихожу с этим же списком, образно говоря, завтра — с точно таким же, чего-то нового нагрешить не было ни времени, ни удобного случая — и мне эти слова даются уже с меньшей болью. Прихожу послезавтра — и рассказываю их как стих на уроке литературы, разглядывая замысловатые узоры на крышке Евангелия.
И вот тут мне делается страшно. Единственной покаянной мыслью на этой исповеди становится: «Господи, прости, что я вообще сегодня сюда пришла!». А потом я поняла, что это была ещё одна точка невозврата в моей жизни, ещё одна дверь в мир конформистов с пластмассовыми глазами. Которых не смущает исповедь без покаяния. Для которых нет моральной проблемы носить крест без веры в Бога.
Исповедь — не пропуск к причастию и не психотерапия для растревоженной самокопанием души. Это таинство воссоединения с Церковью. Если дрожать по любому пустяку, а не отпал ли я от неё, стоит подумать — а кто тогда вообще в земной Церкви есть в данный момент? Горстка сферических праведников в вакууме? Известно ведь, что безгрешен только Бог. Или границы Церкви всё же шире, чем сфера абсолютной святости? И стоит ли палить из пушки по воробьям, рискуя остаться без снарядов перед лицом реального врага?
Дальше были поиски выхода из тупика. Делать глупости типа «специально нагрешить, чтобы было что исповедовать» не хотелось — а такие мысли приходили и приходят в голову не одной городской сумасшедшей, а достаточному количеству людей, поверьте. Просто разорвала для себя связку «исповедь — причастие». Каюсь, когда совесть обличает. Исповедуюсь, когда моя жизнь непутёвая становится между мной и Чашей. Причащаюсь, когда хочу быть со Христом. Если не глушить совесть, она подскажет, где проходит водораздел — собственно, для этого она нам и дана.
Сделала я это волюнтаристски. Без «батюшка, благословите». Потому что, а вдруг не надо оно данному конкретному батюшке — вникать в мои духовные проблемы? Вдруг у него на мои терзания есть только стандартный ответ — «будь как все»? Что тогда делать с благословением, которое вгонит в ещё большее уныние и дезориентацию?
У меня нет вопросов, как часто надо исповедоваться и причащаться, и правильно ли я поступила — ответы на них жизнь уже дала. Более того, я уже предвижу спектр реакций на эту колонку от «молодец, всё правильно» до «ты просто не видишь своих грехов и не умеешь готовиться к исповеди». И я знаю, что эта полемика переживёт всех нас.
У меня другой вопрос: дорогие и уважаемые отцы, чем вы руководствуетесь и что вы чувствуете, когда уверенно советуете людям тот образ жизни, который сами не ведёте и подводных камней которого не знаете?
Я сейчас не говорю ни о ком конкретном — вы все, безусловно, очень разные. Но я примерно представляю себе среднюю периодичность священнических исповедей — это совсем не раз в неделю. Перед моими глазами проходили ставленники, я видела интенсивность и специфику их церковной жизни до и после хиротонии…
В моём представлении пастырь — это человек, который показывает своей пастве пример во всём. Если этот пример перед глазами есть, сознательные прихожане будут его копировать без лишних вопросов. Если его нет — можно строить сколько угодно самооправдательных и побудительных речевых конструкций, приводить сколько угодно цитат святых отцов — толку не будет… Так зачем советовать то, чего сам не испытал?
-
- Постоялец
- Всего сообщений: 251
- Зарегистрирован: 15.03.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: П.Ф.О.
Re: Исповедь и Причастие
Первую статью уже обсудили на Многдетках http://mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=9&t=42144&start=15
а вот вторая
Перед Чашей обязательно говорят, "Кто был на исповеди, получил благословение у священника, подходите". Я не поняла, что ей мешает подойти так и сказать, что исповедовалась не давно, благословите подойти ко причастию. Многие батюшки выспросят, нет ли обиды на кого, всем ли простила ( ты может сама и чиста, по воздуху летала, но вокруг тебя люди обычные,может задели чем случайно
). Да,ответишь, простила всем, не держу ни на кого обиды, ну молитву прочитает разрешительную и пойдешь НЕ В ОСУЖДЕНИЕ причастишься.
Или уж потрудись, найди батюшку с кем все до глубины выяснишь и он благословит - ну иди дщерь, причащайся без исповеди, если тебя не тянет ничего за душу, а как потянет - обязательно подойди. Ну и раз в такое-то время обязательно подходи к исповеди ( так как в процессе духовной жизни из нас периодически начинают всякие залежи выходить, и от них надо разрешаться под епитрахилью. Понятно, в душе-то покаялся, но проговорить вслух и оставить внутри - это разные вещи).
И если допускаешь, что внутренняя работа не зависимо идет оттого, грешишь ты или нет снаружи, то и к исповеди можно подойти со словами покаяния, что грехов сейчас не вижу, Господи, даруй мне зрети их!
А так, принципиально и ГОРДО, постоянно сама внутри себя все решая, куда зайдешь?
Одна моя приятельница сейчас воцерковляется потихоньку. Ну и Правмир решила почитать, с "православным миром" познакомиться поближе. Она вообще газет не читает,ТВ не смотрит, то есть не привычная к такому объему информации, не испорченный взгляд, можно сказать. Так она очень быстро отравилась этим ресурсом
. Все-таки много очень разнообразной информации, иногда прям думаешь,что кто-то самоутверждается просто. Аудитория разнообразная, иногда такое прочитаешь
,типа этой статьи 
а вот вторая

Перед Чашей обязательно говорят, "Кто был на исповеди, получил благословение у священника, подходите". Я не поняла, что ей мешает подойти так и сказать, что исповедовалась не давно, благословите подойти ко причастию. Многие батюшки выспросят, нет ли обиды на кого, всем ли простила ( ты может сама и чиста, по воздуху летала, но вокруг тебя люди обычные,может задели чем случайно

Или уж потрудись, найди батюшку с кем все до глубины выяснишь и он благословит - ну иди дщерь, причащайся без исповеди, если тебя не тянет ничего за душу, а как потянет - обязательно подойди. Ну и раз в такое-то время обязательно подходи к исповеди ( так как в процессе духовной жизни из нас периодически начинают всякие залежи выходить, и от них надо разрешаться под епитрахилью. Понятно, в душе-то покаялся, но проговорить вслух и оставить внутри - это разные вещи).
И если допускаешь, что внутренняя работа не зависимо идет оттого, грешишь ты или нет снаружи, то и к исповеди можно подойти со словами покаяния, что грехов сейчас не вижу, Господи, даруй мне зрети их!
А так, принципиально и ГОРДО, постоянно сама внутри себя все решая, куда зайдешь?

Одна моя приятельница сейчас воцерковляется потихоньку. Ну и Правмир решила почитать, с "православным миром" познакомиться поближе. Она вообще газет не читает,ТВ не смотрит, то есть не привычная к такому объему информации, не испорченный взгляд, можно сказать. Так она очень быстро отравилась этим ресурсом



-
Автор темыsveta
- Специалист
- Всего сообщений: 1104
- Зарегистрирован: 14.05.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: Ступино
Re: Исповедь и Причастие
Фудзимама, соглашусь
я даже отписалась полгода назад от правмира, от новостей.
а тут целенаправленно прошлась по теме и вот
я даже отписалась полгода назад от правмира, от новостей.
а тут целенаправленно прошлась по теме и вот

-
- Специалист
- Всего сообщений: 1200
- Зарегистрирован: 08.11.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: Москва
Re: Исповедь и Причастие
Не у всех есть духовник. Очень многие решают сами, как им исповедоваться и причащаться.
Серафима, кто обычно пишет в СМИ? Журналисты. Это нормальные искренние люди, но у них профессиональное - так подать проблему, чтобы зацепить, расшевелить читателей. Отсюда перегибы.Фудзимама:иногда прям думаешь,что кто-то самоутверждается просто.
Не у всех есть духовник. Очень многие решают сами, как им исповедоваться и причащаться.
-
- Модератор
- Всего сообщений: 2714
- Зарегистрирован: 15.03.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: Москва
Re: Исповедь и Причастие
Всё верно...
Mamontenok:Не у всех есть духовник. Очень многие решают сами, как им исповедоваться и причащаться.

-
- Новичок
- Всего сообщений: 6
- Зарегистрирован: 01.12.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: Тверь
Re: Исповедь и Причастие
Фудзимама:Ну и Правмир решила почитать, с "православным миром" познакомиться поближе. Так она очень быстро отравилась этим ресурсом
Сайт Правмир несёт в себе так называемое либеральное православие, облегченное православие для столичных жителей. Есть очень даже неплохие статьи, но всё нужно фильтровать. А уж форум там лучше вообще не читать...sveta:я даже отписалась полгода назад от правмира, от новостей.

-
- Модератор
- Всего сообщений: 2714
- Зарегистрирован: 15.03.2013
- Вероисповедание: православное
- Откуда: Москва
Re: Исповедь и Причастие
По нынешним временам всё почти фильтровать нужно. Вернее, смотреть через призму Писания и святоотеческого предания.Людмила_Д:всё нужно фильтровать